s16n425 (s16_n425) wrote,
s16n425
s16_n425

Воронеж. Одигитриевская часовня на Староконной площади



Год постройки - 1893 (после избавления города от холеры). Священнослужители Алексеево-Акатова монастыря, к которому она была приписана, совершали в ней службы по просьбам торговцев находившегося поблизости рынка.
Снесена решением горисполкома от 9 марта 1925 года: " Часовню как затрудняющее движение из-за его ветхости и не могущее быть использовано для других целей, - снести"

(копия материала на Воронежском историческом форуме по ссылке)

Историческая справка. Источник - А.Акиньшин. Храмы Воронежа

Часовня выросла в центре Воронежа в последнее десятилетие XIX века. По ходатайству торговцев Толкучего рынка городская дума в августе 1893 года выделила земельный участок на Староконной площади рядом с водонапорной башней. Весной 1894 года строительство деревянной часовни уже велось, но не по утвержденному проекту, а меньших размеров, поскольку торговцы считали ее временной и вели сбор средств на каменное здание. Городской архитектор A.M. Баранов, который, очевидно, был автором первоначального проекта, предложил сделать чертежи с натуры и вновь утвердить их. Работы шли своим ходом. В ноябре 1900 года часовню осматривал губернский архитектор А. А. Кюи, отметивший, что в ее подвале устроены жилые помещения. Он предложил сломать деревянное обложенное кирпичом здание и перестроить его в каменное. Не берусь утверждать, была ли эта рекомендация выполнена, и когда именно.

Особого причта и здесь не полагалось, часовню приписали к Алексеевскому Акатову монастырю. Монахи проводили службу по просьбам торговцев находившейся поблизости толкучки. Торговый люд щедро жертвовал на содержание часовни деньги, на ее украшение - иконы. Две из них выделялись особо: список чудотворной иконы Божией Матери Троеручицы в богато украшенном окладе и образ Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрией. Эта икона и дала название часовне, которая называлась Одигитриевской.

Первое решение о закрытии часовни вынесла, как ни странно, городская управа. Вот как, по словам бывшего гласного думы, журналиста и краеведа Всеволода Веселовского (1927), обстояло дело: «В положении часовни стало обнаруживаться много нехороших сторон. Заведовавшие часовней самовольно стали расширять ее против разрешенных размеров, делая это украдкой, замаскировывая работу разными фокусами; через пять лет вместо 115 кв. аршин часовня заняла 390 кв. аршин. Внутри часовни ей придан был вид церкви с иконостасом. Снаружи были повешены колокола. А главное - началась работа под часовней, под землей. Под землей были вырыты помещения, далеко выступавшие за пределы площади, занимаемой часовней, устроены были печи, а затем пошли уже слухи, что вечерами и ночами подземелья часовни служат притоном темного люда и еще хуже. Образована была комиссия для обследования дела, в которой был и пишущий эти строки; комиссия подтвердила в докладе думе справедливость нареканий и дума постановила - убрать часовню. Дело затянулось перепиской и препирательством с духовным ведомством надолго».

Подобную аргументацию мы находим и в решении горисполкома от 9 марта 1925 года: «Ввиду того, что Одигитриевская часовня обслуживает незначительное число верующих, что последние используют ее не по назначению (для склада своих товаров, продаваемых ими на той же площади) и принимая во внимание, что вблизи находится другая церковь, вполне достаточная для удовлетворения религиозных чувств верующих, - признать необходимым указанную часовню закрыть, для чего поручить Административному отделу расторгнуть договор с верующими, а здание часовни, как затрудняющее движение на торговой площади и по его ветхости и устройству не могущее быть использованным для других целей, - снести».

Спустя две недели власти вернулись к проблеме часовни: жалоба верующих отклонена, прежнее решение оставлено в силе. Вскоре часовня была сломана. Судя по фотографиям, она стояла на том месте, где сейчас находится Театр оперы и балета. Конечно, была у этого решения Советской власти идеологическая подоплека (в 1923 году в часовне служил активный борец с обновленчеством епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов), но, наверное, имелись и общие резоны с городской думой...


2.


3.


4. Рисунок А.М.Курзанова


5. Дореволюционная открытка. Часовня слева


6. И тот же - только современный вид, фото 2015г.



Также по данной тематике серия постов под метками:


То, чего уже нет


Старый Воронеж


Храмы и монастыри


Подписаться на обновления этого блога

Поделиться в социальных сетях:


Tags: Было-Стало, Воронеж, старый Воронеж, то чего уже нет, храмы / монастыри

Posts from This Journal “храмы / монастыри” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →